Свобода воли
В понимании воли и волевых действий существовало много неправильных антинаучных взглядов. Так, некоторые утверждали, что поведение человека и его поступки полностью зависят от внешних обстоятельств и конкретной, в данную минуту сложившейся обстановки. Человек, как безвольное существо, полностью находится во власти внешних условий.
Применительно к судебной практике такой упрощенный механистический взгляд на волевую деятельность снимает какую бы то ни было ответственность человека за совершенные им деяния.
Неверно и утверждение о полной «свободе» воли, по которому воля якобы не имеет никакой объективности и поступки человека полностью независимы от каких бы то ни было внешних обстоятельств.
Попытки буржуазных ученых рассматривать влечения биологического порядка в качестве источника волевых действий также являются антинаучными.
Все движения, действия и поступки человека строго детерминированы и подчинены определенным закономерностям в такой же степени, как и все психические процессы. Но поведение человека обусловлено как внешними обстоятельствами, так и потребностями человека, его осознанными стремлениями и доводами разума.
Говоря о свободе воли, Ф. Энгельс указывал, что она заключается не в независимости от законов природы, а в познании их,, дающем возможность руководить своими действиями. Он писал: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей… Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать, решения со знанием дела»